Інтернет-магазин 5w40:автохімія, автомасла і автозапчастини

[-]
Форуми
Пошук
Правила форуму
Відповісти 
Динамометрический ключ и затяжка нужным усилием
Автор Повідомлення
automan001 Немає
Классик
****

Повідомлень: 866
Приєднався: Apr 2009
Харьков
Kodiaq 2.0 TSI CZPA 4x4 DSG7 DQ500
Повідомлення: #1
20-05-2009 15:26 Динамометрический ключ и затяжка нужным усилием

Наднях возникла необходимость в динамометрическом ключе. (Если кто не знает он нужен для того чтобы затягивать гайки нужным усилием чтобы не было недотяжек и перетяжек и как следствие сорваной резьбы или разболтаных/негерметичных соединений). Озадачился вопросом его приобритения. Походил по рынку посмотрел на цены. Был немного разочарован скудностью ассортиментом выбора и адекватностью цен.
Получается что обычному автолюбителю за то чтобы завинтить несколько гаек нужным моментом нужно отдать несколько сотен гривен. Как вариант можно конечно обратиться на СТО. Но я всегда придерживаюсь мнения что никто не может сделать лучьше если это можешь сделать сам. Цены на ключи были разные: За динамометрический ключ со стрелкой неизвестного производства с моментом затяжки 0-25 Нм просили гривен 50. Ключ с более совершенным механизмом который не позволяет перезатянуть, он щелкает и проворачивается при достижении нужного момента затяжки, стоил от 150 гривен, тоже непонятного производства и непонятно сколько он прослужит и насколько он точен к тому же диапазон моментов был от 30 и больше (до 100 кажись). Тот который был в диапазоне 0-25 Нм стоил дороже. Потом я поискал по интернет-магазинам и также не нашел ничего доступного. Нашел разного рода фирменные и электронные ключи со стрелочками и без, цена которых измеряется сотнями баксов. При этом почти ни у тех ни у других типов нет широкого диапазона измерения момента затяжки. Как правило чтобы иметь диапазон например 0-100 Нм нужно покупать аж 2 ключа или выложить много баксов за один мега ключ. В общем жаба меня задавила. Поэтому решил подойти к этому вопросу немного с другой стороны.

Теоретически 1 Н•м — это момент силы, который производит сила 1 Н на рычаг длиной 1 м.
Простым языком сила 1 Н это приблизительно усилие которое создает 0,1 Кг приложенный перпендикулярно к концу метрового рычага.

Естественно усилие 10 Н*м будет эквивалентно усилию 1 Кг * М

Получается чтобы затянуть гайку например на 10 НМ нужно взять рычаг длинной 1 М и приложить к нему усилие 1 Кг.

Теория понятна, нужен рычаг и динамометр.

Рычаг. Тянуть за рычаг 1 М чтобы завинтить гайку в автомобиле это не всегда и не совсем удобно. Нужен более короткий рычаг, следовательно прийдется прилагать немного бОльшее усилие. Во сколько раз короче рычаг во столько раз и бОльшее усилие нужно прикладывать к рычагу.

Динамометр. Обычные бытовые весы типа "кантер" которыми взвешивают овощи фрукты рыбу и т.д. в домашних условиях. У них с одной стороны кольцо потом пружина со шкалой в килограммах дальше крюк к чему подвешивать взвешиваемый груз. Предпочтительней кантер с круглым стрелочным циферблатом, потому там бОльшая точность.

Итого, реальное решение вопроса в бытовых условиях если нужно что-либо затянуть нужным моментом:
1. Рычаг - любая трубка длинной 50 См (пол метра) если пространство где находится деталь позволяет. Или 33 см (треть метра) если длинной не подобраться к детали не совсем удобно. Диаметр трубки подбираем так чтобы она одевалась на ключ (можно даже чуть большего диаметра с запасом главное чтобы ней можно было ключ поворачивать как рычагом). Или если пользуетесь трубочным ключом то чтобы трубка-рычаг налазила на вороток ключа и тоже чтобы потом можно было без соскальзывания провернуть за рычаг.

2. Динамометр - бытовой кантырь. Обычно они бывают 10 Кг или 20 кг, чем меньше максимальное количество Кг на шкале тем теоретически точнее будет измерение но это смотря с каким максимальным моментом нужно затягивать.
Для рядового пользователя обычный кантырь на 10 Кг при рычаге пол метра даст возможность затягивать гайки в с моментом от 0 до 50 Нм ((50 Нм / 10) * 2 = 10 Кг). Тот же кантырь 10 Кг при рычаге треть метра (33 См) даст возможность затягивать гайки моментом от 0 до 33 Нм ((33 Нм/10) * 3 = 10 Кг)

Для суперпродвинутых пользователей подойдет кантырь на 20 Кг со стрелкой и круглым циферблатом. При длинне рычага пол метра он позволит затягивать гайки до 100 !Нм (100 Нм/ 10 * 2 = 20 Кг).
Если силы в руках мало и нужен максимальный момент 100 Нм и одна рука не может выжать 20 Кг то можно удлиннить рычаг до 1 м, усилие возрастет пропорционально.

При длинне рычага 33 см (треть метра) и кантрыре 20 Кг получается наиболее оптимальный вариант, позволяет затягивать гайки от 0 до 66 Нм что вполне подходит для большинства задач.

Я для себя выбрал бытовой кантырь 20 Кг со стрелкой (стоил гривен 30 на базаре) и трубочный рычаг длинной 50 См и диаметром 2.5 см (налазит на большинство ключей а также при таком диаметре еще можно надевать на вороток например трубочного ключа). Эта комбинация дает запас усилий 0..100 Нм. Сколько килограм нужно надавить чтобы получить нужный момент для именно этого рычага 50 см рассчитывается просто:
10 Нм = 2 Кг
20 Нм = 4 Кг
30 Нм = 6 Кг
40 Нм = 8 Кг
50 Нм = 10 Кг
и т.д.

Также навсяк случай заготовил более компактную трубку длинной 33 См. Более оптимальный вариант на мой взгляд. Для нее действуют следующие правила
10 Нм = 3 Кг
20 Нм = 6 Кг
30 Нм = 9 Кг
40 Нм = 12 Кг
50 Нм = 15 Кг
и т.д.

Например свечи затягиваются моментом 30 Нм, тут динамометрический ключ может помочь не сорвать резьбу. Хотя этот вопрос решается и без динамометра примитивным способом - доворачиванием на нужный угол (как советуют старые свечи на 15 градусов, новые на 90 градусов). Хотя некоторые "сервисмены" затягивают свечи так что потом не открутишь или открутишь но с частью резьбы на свече или недотягивают их вообще что тоже не есть гуд. Но в других местах двигателя/кузова бывает без динамометра не обойтись.

Работает это так. Один конец трубки-рычага одевается на ключ за другой конец трубки цепляется кантырь (можно дырочку в трубке просверлить для удобства крепления или какое ушко прикрутить в общем как получится) и дальле одной рукой придерживаем ключ с надетой трубкой другой рукой тянем за кантырь перпендикулярно к трубке (или другими словами по касательной к кругу по которому движется ключ вместе с трубкой); смотрим на стрелку, как только достигнут нужный момент в килограммах - останавливаемся.

Преимущества рычага-трубки перед другими конструкциями (одна из причин почему я не купил примитивный стрелочный динамометрический ключ с четырехгранником): трубка одевается на все что угодно, будь это обычный ключ, разводной ключ, шестигранный ключ, вороток трубочного ключа, боковина отвертки с т-образной рукояткой и т.д. Чего не скажешь про обычные динамометрические ключи к которым нужны переходники их просто так в бытовых условиях не оденешь на свой инструмент.

Возможно описаный выше способ пригодится еще кому-нибудь. Во всяком случае для себя эту проблемму с динамометрическими ключами и моментами затяжки я кажись решил. Для мелких ремонтов думаю этого хватит. Для крупных ремонтов где нужен большой опыт и большой обьем работ - есть СТО и от этого никуда не денешься. Покрайней мере теперь на так пугает отвинчивание гаек которые потом нужно будет завинчивать необходимым усилием в X Нм согласно инструкции.
Честь!
Шукати всі повідомлення учасника Цитувати це повідомлення у відповіді
Foley Немає
Рассказчик
**

Повідомлень: 149
Приєднався: Jan 2008

Fabia New 1.4i, Волга ГАЗ-21Р' 65
Повідомлення: #2
20-05-2009 15:59  

Старый дедовский способ Smile Ключь - усилитель (труба) - безмен.

..:: In GOD We Trust::..

[Зображення: fola.gif]

[Зображення: ab62534.gif]
Шукати всі повідомлення учасника Цитувати це повідомлення у відповіді
Misterd Немає
Алексей
*****

Повідомлень: 6 767
Приєднався: Jun 2008

Seat Ibiza ST 1.6 TDI Reference+)
Повідомлення: #3
20-05-2009 18:18  

назад в 20 век..
инструмент, а тем более хороший - оооочень дорогой, я головку на 36 вроде для супицы покупал за 15 баксов а ты такой ключ хочешь недорогой..
Шукати всі повідомлення учасника Цитувати це повідомлення у відповіді
tompson Немає
Мегаписака
*****

Повідомлень: 2 576
Приєднався: Mar 2008
Киев
Superb II 2.0 170 hp, Renault Trafic, LC 150
Повідомлення: #4
20-05-2009 19:36  

misterd :назад в 20 век..
инструмент, а тем более хороший - оооочень дорогой, я головку на 36 вроде для супицы покупал за 15 баксов а ты такой ключ хочешь недорогой..
+1 хороший инструмент стоит дорого, но оправдывает себя многократно. А какаое удовольствие испытываешь когда работаешь хорошим иструментом. Словами не передать.. Георг !
Шукати всі повідомлення учасника Цитувати це повідомлення у відповіді
SOA На сайті
Мегаписака
*****

Повідомлень: 3 013
Приєднався: Apr 2008
Киев,р-он Харьковский
Фабия, Авео (была), Ford Fusion
Повідомлення: #5
21-05-2009 09:40  

Вижу применение данного ключа только при обтяжке головки.В других случаях можно и на ощупь,..... если никогда гайки не крутил, то не вижу смысла вообще трогать их.
Шукати всі повідомлення учасника Цитувати це повідомлення у відповіді
Foley Немає
Рассказчик
**

Повідомлень: 149
Приєднався: Jan 2008

Fabia New 1.4i, Волга ГАЗ-21Р' 65
Повідомлення: #6
21-05-2009 14:09  

SOA , абсолютно согласен Smile

..:: In GOD We Trust::..

[Зображення: fola.gif]

[Зображення: ab62534.gif]
Шукати всі повідомлення учасника Цитувати це повідомлення у відповіді
Gleb Немає
СтанкоНаладчик
*****

Повідомлень: 1 623
Приєднався: May 2007
Київ
TLC95 Prado,ГАЗ69 та купа службових
Skype IDglesha_trumpf
Повідомлення: #7
21-05-2009 21:27  

SOA :Вижу применение данного ключа только при обтяжке головки.В других случаях можно и на ощупь,..... если никогда гайки не крутил, то не вижу смысла вообще трогать их.
Плюс свечи в алюминиевый блок. Hello!

А ты водил ТАКУЮ Шкоду?
ЧС8 SKODA 81E2. 10000 Л.С, 180км/ч, 0-100км/ч за 15 сек. ABS, ESP, MaxiDot и 12 турбин.
О50 917О755 Глеб
Перейти до сайту учасника Шукати всі повідомлення учасника Цитувати це повідомлення у відповіді
Misterd Немає
Алексей
*****

Повідомлень: 6 767
Приєднався: Jun 2008

Seat Ibiza ST 1.6 TDI Reference+)
Повідомлення: #8
21-05-2009 21:39  

на днях стоял с пацанами на вулканизации перекуривал со знакомыми, так подъехал чувак на киа сеед и говорит - протяните мне все болты на колесах динамометром! все сделали Я удивлен и он понял и уехал...
Шукати всі повідомлення учасника Цитувати це повідомлення у відповіді
Gleb Немає
СтанкоНаладчик
*****

Повідомлень: 1 623
Приєднався: May 2007
Київ
TLC95 Prado,ГАЗ69 та купа службових
Skype IDglesha_trumpf
Повідомлення: #9
22-05-2009 10:57  

misterd :на днях стоял с пацанами на вулканизации перекуривал со знакомыми, так подъехал чувак на киа сеед и говорит - протяните мне все болты на колесах динамометром! все сделали Я удивлен и он понял и уехал...
Абсолютно нормальное требование. Если лопнет колесный болт, а его не заметят, то дальше лопнут все остальные, как правило в повороте.
А вот тогда и будет Я удивлен

А ты водил ТАКУЮ Шкоду?
ЧС8 SKODA 81E2. 10000 Л.С, 180км/ч, 0-100км/ч за 15 сек. ABS, ESP, MaxiDot и 12 турбин.
О50 917О755 Глеб
Перейти до сайту учасника Шукати всі повідомлення учасника Цитувати це повідомлення у відповіді
Відповісти 


Можливо схожі теми...
Тема: Автор Відповідей: Переглядів: Останнє
  Личинка замка Octavia A4. Ключ не вставляется. ipiggidy 7 368 11-10-2018 15:27
Останнє: Harrrd
  Прокручивается ключ в замке двери: личинка или запорный механизм? quwy 13 1 024 20-08-2018 15:58
Останнє: quwy
  Затяжка ступиц на туре ctukc 10 2 497 14-04-2018 20:40
Останнє: Emidex
Lightbulb блок комфорта, радио ключ andrey7 51 14 202 31-08-2017 10:10
Останнє: Adventurer
  Ключ замикання дверей (кнопка) Lipchenko 3 565 14-08-2017 21:08
Останнє: andrey7
  A5 1.8 TSI / Приборная панель, горит гаечный ключ Mammoth 8 1 755 26-07-2017 16:26
Останнє: cherrnoff
  Второй ключ для Skoda (PIN-код) xras 12 2 098 08-06-2017 22:30
Останнє: чита
  Второй штатный ключ открывает только дверь водителя! Калян 6 765 15-03-2017 20:46
Останнє: Pilson
  Ключ викудуха на А5 фл - как поставить ? VPK 37 12 422 19-07-2016 10:03
Останнє: Lavis
  Дистанционно не работает родной ключ noto 4 749 21-06-2016 17:51
Останнє: Pilson

Швидкий перехід:


Переглядають: Гості: 1