Запорожские мосты: возводят-возводят, а их все нет и нет...
20 марта после обеда из столицы в Запорожье поступило радостное известие. В ходе очень представительного совещания здесь объявили, что «строительство мостовых переходов через Днепр в Запорожье возглавляет список ключевых объектов дорожной инфраструктуры, которые будут финансировать в 2013 году». Учитывая то, что первый срок завершения сооружения мостов (согласно титулу строительства) истек 31 декабря 2009 года, второй — уже по новому титулу — тоже 31 декабря, но 2012-го, корреспондент «Голоса Украины» сразу поспешил на объект. Ведь в свете очередных оптимистичных заявлений не пропустить бы те исторические мгновения, которые дадут возможность хоть что-то завершить уже в текущем году.
Мертвый приоритет
И вот — 21 марта. Природные катаклизмы, которых опасаются украинцы, еще где-то впереди, а пока ярко сияет солнце, и на Хортице настоящая весна. А еще... мертвая тишина на безлюдных стройплощадках мостов как через Старый Днепр, так и через просто Днепр (на снимке). Неподвижные стрелы кранов, на Правом берегу возле вагончиков несколько легковушек... На Хортице — у моста, который должен соединить остров с Левым берегом, — похожая картина.
Как говорится, и обругать некому...
Пришлось искать правду в Запорожской облгосадминистрации. Там к делу отнеслись профессионально и очень быстро дали справочку. Что все (это как всегда у нас) идет по плану. По состоянию на 1 марта проводится ряд работ. Среди основных — бурение скважин под фундамент опор в русле Старого Днепра, арматурные работы на пилоне, который прошел отметку в 134 метра (из 165), обустройство временных опор на воде под строительство моста через Новый, или, как говорят здешние строители, собственно Днепр. И самое главное (тут мы процитируем ответ): «Заказаны и оплачены немецкому производителю ванты в количестве 48 шт., из которых 4 шт. поступили на Запорожскую таможню и еще 8 шт. уже отправлены. Размещение 1 вант на автомобиле».
Чтобы лишний раз не морочить людей своими уточнениями, из этой не слишком понятной игры слов в тексте выделим основное: из 48 вант (то есть мощных стальных канатов, которые будут удерживать мост над Днепром) 13 — на подходе. И это лучшая новость запорожской «стройки века» как минимум с 2009 года. Ведь уже тогда в Запорожском управлении капитального строительства (недавнем заказчике мостов) начали бить в набат. Мол, не забывайте там, в Киеве, что работное время немецкого завода — 18 месяцев. Заваленное заказами со всего мира предприятие именно в такие сроки поставляет готовую продукцию после полной ее предоплаты. Поэтому только ехидную улыбку вызвали очередные обещания проехаться по запорожским мостам в очередной Новый год, когда на упомянутые ванты и копейки не выделяли.
Что в ответе Запорожской облгосадминистрации беспокоит, если не тревожит? Еще один пункт. «На сооружение №10 (собственно мост через Днепр — 660-метровую так называемую неразрезную балку между двумя его берегами. — Авт.), — говорится в документе, — необходимо изготовить 5400 тонн металлоконструкций балок прогонных строений. Есть предварительная договоренность с отечественными производителями металла и металлоконструкций относительно изготовления в 2013 году (завод «Ленинская кузница» в Киеве, завод имени Бабушкина в Днепропетровске, Павлоградский завод металлоконструкций и т. п.). Срок поставок зависит от начала финансирования».
С последним утверждением мы никак не можем согласиться. Ведь профильный в СНГ по производству таких конструкций завод в городе Курган (Россия) тоже объявил работное время после предоплаты (7—8 месяцев). И связаны его требования были не с капризами, а с тем, что и производителям металлоконструкций сначала нужно заказать специальные стали, соответственно за них заплатить, и только потом приступить к своей части работы. Можно с уверенностью утверждать, что отечественные производители потратят на эту процедуру времени отнюдь не меньше.
А это означает, что монтаж главного сооружения моста через Днепр (между Левым берегом и островом Хортица) в текущем году не начнется. Из этого и надо исходить, не принимая во внимание обещания и громкие заявления. Ведь уже одно такое, что «движение на мостах начнется до конца текущего (то есть 2012) года, вызвало у горожан только смех. Дошло до того, что постоянные придирки по этому поводу журналистов настолько надоели городскому голове Александру Сину (который 2 августа 2012-го молча выслушал упомянутое голословное обещание), что он очень обиделся. «Люди, — заявил А. Син 19 ноября 2012 года, — которые устраивают дискуссии по поводу того, откроют движение по новым мостам или нет, не любят Запорожье». Вот так: не больше и не меньше...
Не хватает заинтересованности, а не «освоения»
Отметим, что пропагандистские ошибки прошлого года уже частично учли. Во всяком случае, обещая «попросить у Президента миллиард на мосты», председатель Запорожской облгосадминистрации Александр Пеклушенко в своем выступлении 14 марта довольно осторожно заявил, что они будут достроены в течение двух лет.
Собственно, что-то должны завершить и в этом году. В частности, речь идет об 11 искусственных сооружениях, которые составляют первую очередь строительства. Правда, в 2011-м упомянутой очередью считалось нечто совсем другое — три полосы моста через Днепр, переоборудованные в четыре, по которым должно было начаться движение с Левого берега на Хортицу. К тому же не позднее 31 декабря 2012 года. Для этого хотя бы в августе 2011-го требо-валось предоставление государственных гаран-тий на 740 миллионов или финансирование из бюджета на такую же сумму.
Вместо того, чтобы дать деньги, у городских властей Запорожья вообще отобрали строительство (чтобы меньше разговоров было). Теперь заказчик и балансодержатель — Служба автомобильных дорог в Запорожской области. Изменился и генподрядчик — вместо известного не только в Украине ПАО «Мостострой» им стал «Уманьавтодор»...
За едва ли не полтора года успешной работы последнего освоены огромные деньги. В частности, только в 2012-м согласно той же справке Запорожской облгосадминистрации — 770 миллионов гривен. Еще раз подчеркнем: ОСВОЕНЫ. А строительство и освоение — это, заметим, совершенно разные вещи. Потому что первое — это когда видны хотя бы очертания конечного результата, а второе — когда подрядчик ищет и находит, куда потратить выделенные средства. Что касается результата, то он, наоборот, в нем абсолютно НЕ ЗАИНТЕРЕСОВАН! Ведь чем дольше строим, тем дольше работаем! Во время действительно героической (без какой-либо иронии) прошлогодней работы сотен людей на запорожской стройке и правда очень много сделано. Положили асфальт на Хортице (и он нормально перезимовал), и на дороге в никуда — то есть на пути к эстакаде и на самой эстакаде через железную дорогу в Хортицком районе Запорожья — тоже. А на острове вдоль частной и общественной застройки появился высоченный металлический забор. Сделано и много других важных дел. Одна беда — мостов нет!
Ведь они (и об этом уже как-то приходилось писать) — это, условно, хоть какая-то «кладка» с одного берега на другой. Такого и через старый Днепр, и через просто Днепр НЕТ!
Возможно, очередные заявления о главном инфра-структурном приоритете Украины хоть как-то продвинут дело в правильном направлении. Ведь в 2014-м исполнится 10 лет запорожскому долгострою. А ведь чтобы довести его до ума, не так уж много и надо.
Просто изучить и применить опыт подготовки к тому же Евро-2012. Не в части штурмовщины и плана любой ценой, потому что сроки ограничены, а относительно того, что главная на современном строительстве — ТЕХНОЛОГИЯ. И именно она диктует все: и подрядчика, и сроки финансирования, и даже заявления и обещания политиков. Пока этого не поймут там, где принимаются решения, еще не раз и не два нам придется писать критические материалы. А так хочется о чем-то хорошем. О мосте на одном из главных стратегических перекрестков Украины. О городе без пробок и серьезных аварий. И просто о красивом сооружении над Днепром, жемчужине Запорожья. Но когда это все еще будет...
(Востаннє це повідомлення було змінене: 11-04-2013 22:36 МЫМ.)
|