Недалее как вчера, на жулянской заправке Окко я заправился 30 литров 95-го, где-то в восемь вечера.
И пока доехал до Виноградаря, проехал 15 км на своем подуставшем Октавия Туре 1,6. Расход компьютер показал не много не мало 5 литров/на сотню. На улице фрунзе у меня было 4,5, потом после куреневки тягучка возле светофора, пропустил два зеленых, пока дотянулся, вышло гдето 5.
Снова это был только эксперимент, как можно ездить и как я обычно езжу.
Если проехать этот маршрут как обычно, было бы 8. Для других маршрутах по городу 8-9.
В интернете можно найти результаты экспериментов экономной езды на жигулях. На заводских моделях доходит до 3,5 литра на сотню.
Экономная езда имеет ряд профитов.
1. Меньше тормозишь, меньше стираешь колодки.
2. Меньше крутишь двигатель, увеличиваешь его ресурс, меньше ест масло.
3. Плавней в потоке едешь, бережешь нервы, не прыгает артериальное давление, находишся в гармонии в собой, увеличивается безопасность движения.
4. Двигатель работает тише, тише в салоне.
5. Меньше сгорает топлива, меньше коптим, больше нас любят экологи.
6. Ну и кошелек. Что такое по городу на 30 литрах проехать 300 км, а что такое 400-450, как-то разница есть на мой взгляд.
Дальнейшее изложения не претендует на какое либо технически граммотное руководство,
оно таким не может быть ввиду что весь мой опыт вождения не дотягивает даже до двух лет.
Однако когда вчера ехал, понял что свод всего того что я делаю за рулем, можно выписать в десяток другой правил и рекомендаций.
Все взято исключительно из связки эксперимент/практика и подтягиваю по мере понимания к этому теорию.
Итак начнем, немножечко теории из физики:
Все мы когдато проходили в школьном учебнике устройство четырехтактного одноцилиндорового двигателя.
В один рабочий такт происходит впрыск топлива и расход топлива зависит по сути от двух факторов. Педаль газа регулирует количество топлива которое впрыскивается в цилиндр за один такт, количество оборотов двигателя говорит сколько будет таких тактов в единицу времени.
Поэтому
Тезис 1:
Уменьшая газ мы уменьшаем количество впырскиваемого топлива за один такт двигателя, уменьшая обороты мы уменьшаем количество таких впрысков.
Все из нас наверное умеют кататься на велосипеде и наверное прекрасно знают как хорошо велосипед катится не сбавляя скорости даже при чуть-чуть наклонной дороге. Известен и другой пример, когда тепловоз тянет до сотни вагонов. Каждый под 70 тонн. Ключевой ответ он не тянет, он катит (!) вагоны и это очень большая разница.
Отсюда
Тезис 2:
Машина может катится по чуть наклонной или просто ровной дороге не хуже велосипеда и ей не нужны все ее лошади чтобы поддерживать скорость на хорошей дороге.
Тормоза придумали не трусы, а любители активного стирания колодок.
Отсюда
Тезис 3:
Не тратьте топлива на стирание колодок. Это не токарный станок.
Увеличивая скорость автомобиля, возрастает сопротивление ветра не линейно, а квадратично. Это кстате можно узнать тоже катаясь в детстве на велосипеде. Все тоже касается и авто.
Тезис 4:
Сопротивление ветра, на ряду с качением и трением, отбирает много и очень много энергии у автомобиля.
Вообщем-то по теории все.
Теперь перейду к второй части опуса.
А именно непосредственным рекомендациям, которые выявлены опытным путем.
1. Разгоняемся плавно, на повышенных передачах. Переключаться достаточно на 2тыс оборотов для бензинового двигателя.
Здесь важно найти золотую середину. Уменьшая обороты двигателя и уменьшая количество впрысков топлива двигатель отдаляется от своего максимального крутящего момента и может столкнуться с масляным голоданием. Поэтому здесь нужно без фанатизма, экономия экономией нона 2 тысяч думаю переключение достаточно, иногда раскручиваясь до 3 тыс двигатель. Набрав скорость катится можно и на 1,5 тыс.
2. Выкладываем все лишнее с багажника. Крупногабаритные вещи с багажника лучше всего выложить, бардачок не трогаем.
3. Подкачиваем шины, на приспущенных шинах дела не будет.
4. Общее техническое состояние авто, свечи, качество бензина, все это влияет на расход.
5. Закрываем окна, тогда у машины лучше аэродинамика.
6. По-возможности не злоубпотребляем электрооборудованием в машине. Кондиционеры, фары, любое электропотребление требует от двигателя отдавать значительную часть своей энергии электрогенератору.
7. Постоянно оцениваем дорогу и качество дорожного покрытия чтобы правильно подбирать передачи и уровень газа,
если дорога ровная или чуть под уклоном вниз не стесняемся убрать тапку с газа. Пускай машина просто себе катится.
При этом повышаем передачу - чем выше передача тем меньше машина тормозит передачей. Катится на 5й передаче 30-40 км в час нет ничего противоестественного, если скорость авто при этом существенно не падает. Переключатся на нейтралку здесь невкоем случае нельзя,
во-первых это опасно при экстренном торможении,
во-вторых двигатель будет работать на холостом
ходу и потреблять своих законных ~0,9 л/час, вместо 0.0 л/час.
8. Помним что сопротивления ветра нарастает квадратически, поэтому избегаем без необходимости разгонять авто до скоростей выше 50-60 км в час в городе, для этого желательно не занимать без надобности крайнюю левую полосу.
9. Держим дистанцию между авто. 3-4 корпуса даст Вам возможность не притормаживать при первой опасности. Помните что авто впереди которое то разгоняется то притормаживает тратит в два раза больше топлива, чем Вы которые спокойно катитесь за этим авто увеличивая
или уменьшая дистанцию.
10. Завидев красный сфетофор еще в далеке, убираем ногу с газа и подкатываемся к сфетофору постепенно понижая передачу. В любом случае быстрее чем загорится зеленый свет сфетофор Вы не проедете. А пока плавно подкатываетесь есть шанс что уже загорится зеленый свет и вы начнете разгон с второй-третьей передачи, а не с первой.
11. Тоже относится и к поворотам на 90 градусов. Если никто не мешает, достаточно за метров 200-300 убрать ногу с газа, пока докатится машина до поворота, сбавит скорость и тогда уже на третьей передаче плавно повернуть притормаживая по минимуму или даже не притормаживае вообще.
12. Стараемся катится в потоке избегая излишних разгонов и торможений. Дорожную обстановку нужно постоянно читать, вместо того чтобы оттормозится перед впереди идущим авто, можно безопасно поменять ряд и продолжить движение. Будьте осторожны возле переходов, нивкоем случае не делайте такого если машина притормаживает перед пешеходным переходом,
скорей всего там идет пешеход которого вы не видите !
13. У некоторых таксистов встречаются пониженные холостые обороты. Обычно вместо 800 ставят 600, при простое .
14. Возьмите в привычку очень деликатно обращаться с педалью газа. Никогда не удерживайте ее постоянно, кроме тех случаев когда едете на горку и нужна мощность двигателя. Достаточно чуть-чуть надавить педаль газа, отпустить, чуть-чуть надавить, отпустить. Возьмите это в привычку. Во-первых так вы контролируете сколько действительно нужно машине газа, чтобы поддерживать скорость,
Во-вторых контролируете насколько втапливаете педаль газа.
Излишнее втапливание приведет к излишнему разгону и впоследствии к излишнему торможению. Проезжая кочки и неровности педаль тоже может вибрировать и увеличивать слегка расход топлива.
15. Заведите GPS в авто. Сейчас это устройство встраивают даже в бюджетные модели мобильных телефонов. Даже катаясь по одним и темже маршрутам GPS может подсказать более оптимальный и быстрый путь о котором Вы даже не подозревали.
16. Возможно стоит перейти на газ, дизель, малолитражное авто, метро или больше зарабатывать
Ну вот вообщем то и все.
Возможно не все пункты удалось вытянуть из опыта, чтото скорей всего допишут или прийдет позже.
Ну и помните, опять же только учитывая скромный свой опыт,
что получить удовольствие от плавной размереной езды
можно даже больше чем от "зажиганий" на дороге.
По крайней мере ваши пассажиры на правом сиденье так точно.
Удачи на Дорогах