Налоговый Кодекс – боль и гнев Украины
18 ноября 2010 года , несмотря на многочисленные протесты и украинских предпринимателей , и представителей оппозиции, был принят очевидно самый противоречивый документ за все время существования украинской независимости – Налоговый Кодекс. Противоречивый – потому что разделил страну фактически на два лагеря: сторонников и противников данного документа.
Сторонники принятия Налогового Кодекса (далее – НК) – представители всевозможных бюджетных организаций, долго влачившие жалкое существование, у которых наконец-то появилась призрачная надежда на увеличение финансирования со стороны государства. Работники управлений государственного казначейства и финансовых управлений, медики и врачи, учителя и военные, работники МЧС и библиотекари. Огромная армия тех, кого государство нищенскими зарплатами фактически поставило перед выбором – или оказаться за чертой бедности, или воровать и брать взятки. Впрочем, далеко не все бюджетники были обделенными в нашей стране. Сотрудники министерств и ведомств, налоговой администрации и таможни , судьи, высшие чиновники всех рангов и мастей, депутаты Верховной Рады , работники Администрации Президента – и прочая-прочая-прочая… Все те, кто давно привык считать Бюджет страны своей «кассой взаимопомощи» и запускать в него свои «грязные лапы» при первой удобной (и неудобной тоже) возможности. Все те, кто привык получать взятки и «откаты» за «решение вопросов», продвижение и принятие «нужных решений». Парадоксально – но они , может, впервые оказались по одну сторону с теми, кто действительно своим ежедневным незаметным для остальных трудом и заставлял двигаться и жить огромную «машину государства».
Противники данного документа – тоже довольно неоднородны. Наряду с мелкими и средними предпринимателями, честно (или относительно честно) зарабатывающими свой кусок хлеба, к Верховной Раде на этой неделе вышли и те, кто долгие годы использовал многочисленные «дыры» в украинском законодательстве для минимизации собственных налогов. Например, те, кто владея крупными торговыми центрами, оформил своих работников как частных предпринимателей на едином налоге (далее – ЧПЕН), и естественно, уменьшил таким образом свои налоги в сотни раз. И если для одних вопрос принятия-непринятия НК был вопросом жизни и смерти, выживания и сохранения их бизнеса и возможности хоть как-то кормить свои семьи, то для других – только вопросом увеличения суммы, «отстегиваемой» налоговой инспекции при проверке, да вынужденной необходимостью хоть что-то заплатить-таки в Бюджет.
Сам Налоговый Кодекс уже успели «прошерстить» вдоль и впоперек и выделить основные моменты, которые так или иначе затрагивают жизнь каждого. Не собираюсь повторять то, что десятки раз написано до меня, обращу внимание лишь на самые ключевые моменты.
Итак.
Первое. Новый НК явно направлен на защиту бизнеса «новой власти» – предприятий, ориентированных на экспорт, и крупного бизнеса вообще. Ни одного препятствия на пути выведения средств в оффшорные зоны так и не введено. Вводится автоматическое возмещение НДС – то, от отсутствия чего так страдали раньше экспортеры. Поэтапно снижается налог на прибыль .
Возможно, кто-то подумает, что благодаря этим нововведениям заработает лучше наша промышленность, и производимые товары станут более конкуретными – ведь у хозяев станет оставаться больше средств, которые можно направить на модернизацию производства, внедрение новых передовых технологий . Что ж – возможно, в каком-нибудь отдельном случае это и проявится. Но в целом надеяться на это наивно. Для этого надо менять полностью менталитет наших «нуворишей» – а для этого должно смениться не одно поколение…
Второе. Авторы НК были очень близки (буквально в одном шаге) к фактическому уничтожению понятия «банковская тайна» в Украине, а следовательно, – созданию предпосылок для краха всей украинской банковской системы. Именно введение налога на доход с депозитов в том виде, который предлагался, фактически обязывал банки сообщать в фискальные органы о владельцах открытых у них депозитных счетов и имеющихся у них суммах. К счастью, то ли «банковское лобби» в Верховной Раде смогло «достучаться» до остальных, а то ли здравый смысл и остатки ума возобладали – но , во-первых, сам принцип начисления налога был изменен , а именно: базой налогообложения теперь становятся абсолютно все депозиты, независимо от их размера, что дает возможность банкам выступать налоговыми агентами и перечислять в Бюджет налог на общую сумму начисленных процентов, не делая детальную расшифровку по собственникам депозитов, а во-вторых, отсрочить введение данного налога до 1 января 2015 года. Почему до 1 января 2015 года? Очевидно, авторы вспомнили старую притчу о Ходже Насреддине и осле падишаха, которого Ходжа обещал научить разговаривать, и надеются, что к 1 января 2015 года кто-то «сдохнет» – то ли банковская система Украины прикажет долго жить, то ли депозитам, которые к тому времени останутся в банках, будет уже все равно, облагают их налогом или нет, то ли в корне поменяется подход к налогообложению…
Это несомненно единственный положительный момент во всем Кодексе. На большее здравого смысла уже просто не хватило. Впрочем – у наших правителей всегда была большая проблема со здравым смыслом…
Третье. Вместо ежегодного транспортного сбора с владельцев автомобилей вводится акциз на бензин. Это несомненно одно из немногих нововведений, которое реально даст приток денег в бюджет, т.к. заправляться и ездить вряд ли перестанут. Другое дело – вряд ли кто-то счел это решение нормальным… Несомненно, что в итоге затраты владельцев автомобилей станут в несколько раз больше. Жаль только, что качество еще более подорожавшего бензина останется таким же неудовлетворительным, как и сейчас.
Четвертое. Разрешены и фактически узаконены всевозможные внеплановые проверки налоговой, их количество не ограничено, и предупреждать о них не обязательно. Очень сомнительно, что это даст хоть минимальный положительный эффект – вряд ли приток денег в Бюджет от этого увеличится. А вот размеры карманов самих работников налоговой придется менять – ибо увеличатся и «суммы вознаграждения» за возможность спокойно работать,да и сами аппетиты налоговых проверяющих всех уровней несомненно возрастут в разы. В итоге, скорее всего, те предприниматели, у кого послабее нервы или не такая крутая «крыша» – будут вынуждены просто продавать или закрывать свой бизнес. Впрочем… возможно, что сама налоговая в дальнейшем и будет «крышевать» отдельные направления мелкого и среднего бизнеса – а почему бы и нет? Можно же отдельным «достойным» представителям милиции заниматься «покровительством» наркоторговли – а чем они хуже?
Пятое. По поводу ликвидации «единого налога» и усложнению «упрощенной системы налогообложения» сказано уже очень много. Повторяться не хочу. Это несомненно главный камень преткновения данного Налогового Кодекса. То, что это в итоге приведет к увеличению армии безработных, с одной стороны, и к росту цен на продукцию у тех, кто останется работать, с другой – это несомненно. Для бюджета эффект будет скорее отрицательным, чем положительным. Вполне возможно, что со временем будут приняты поправки, дающие возможность обойти этот «острый угол».
Самый страшный итог принятия данного Налогового Кодекса в том, что в результате его принятия у тех, кто еще вчера создавал рабочие места и своим трудом кормил себя и других , полностью уничтожена вера в то, что в этой стране возможны положительные изменения. Ничего, кроме возмущения и негодования, данный документ в целом не вызывает. Документ не проработан, узок и лоббирует интересы только узкой прослойки.
Остается надежда, что господин Янукович в целях мощного «самопиара» ветирует данный документ или направит на повторную доработку, в ходе которой и будут устранены самые спорные моменты. В противном случае, страну ждет хаос…
Напоследок приведу самые яркие высказывания по поводу принятого НК со стороны различных групп населения, прочитанные мною на одном из ведущих Интернет-форумов. Они как нельзя лучше отражают взгляды и позицию и бюджетников, и предпринимателей… Орфография и стилистика сохранена авторская.
Бюджетник:
«Почему с меня бюджетника высчитывают по полной налоги и сборы, а базарный торгаш с доходом большим, чем у меня платит несчастные 200 грн? Что, труд торгаша ценнее для государства, чем труд врача, учителя, милиционера? Зачем в стране 4 млн. торговцев турецко-китайским барахлом? Почему в Европе тот же китайский ширпотреб, только лучшего качества, можно купить в разы дешевле, чем на наших барахолках? Эти базарники, которые не хотят платить налогов, тоже ходят к врачам, их дети учатся в школах, в старости им будут платить пенсию, и не 80 грн,, которые они отчисляют в пенсионный. ПОЧЕМУ я должен их спонсировать?
Нынешний НК еще слишком мягок. Надо вообще отменить все льготы т.наз. “малому бизнесу” и посредникам, а вместо этого создать льготы производителям. Чем мы хуже Турции и Китая?
…чпшники платят 200 грн налога, а учитель с 1500 зарплаты- 300 грн.»
Предприниматель:
«Во-первых: Кроме ЕН предприниматель с 07.10 платит за себя взнос в ПФ, оплачивает начисления на ФОТ (фонд оплаты труда) своих наемных работников, выплачивает ФОТ, налог на землю и т.д., другие платежи (разрешительные документы, патенты, лицензии) , а также несет издержки, включая комплатежи по тарифам в 4 раза большим, чем население, аренды, кредиты и т.д.
Во-вторых: Нельзя путать налоги, которые платит предприниматель с удержаниями с заработной платы наемного работника- Работник получил деньги и спит спокойно, имея 40-ка часовую рабочую неделю и оплачиваемый отпуск.
Предприниматель же
- несет риски
- вкладывает личные средства
- несет ответственность всем своим имуществом
- создал для себя и создает рабочие места
- обеспечивает полный цикл движения материальных ценностей: маркетинговые исследования- производство (закупка)- транспортировка- реализация
- не имеет права на отдых.»
Бюджетник:
«нужно не перепродавать китайское, а производить свое.»
Предприниматель:
«скажите, а как в этой стране можно что-то производить? Попробуйте открыть производство…. Пока наш предприниматель получит разрешительные документы, раздаст взятки, возьмет кредит (который сейчас попробуй взять!) китайцы уже насытят наш рынок любыми товарами по цене в 2 раза меньшей, чем Вы предполагали производить.
Вы лучше вопрос поставьте по другому: почему в Китае выгодно производить, а на Украине нет? И задайте его Азарову.
Как решили вопросы развития внутренних производителей в Китае, Турции и, отчасти, в Польше?- дали свободу и зеленый свет мелким производителям! “Мелкий” – это где-то до 1 млн. баксов в год. Только при таком обороте можно выпускать товары для внутреннего и внешнего рынков потребления, чтобы конкурировать по ценам с Турцией и Китаем + упрощенная система налогообложения и отчетности + казнить (как в Китае) чиновников за взятки и разбазаривание бюджета.
И будет страна производить, а не перепродавать.»
Бюджетник:
«столько чпешников не надо.»
Предприниматель:
«Сколько нужно предпринимателей всех мастей: производителей товаров и услуг, ремонтников, сервисников, программистов, торговцев- решит рынок, точнее потребитель.
Даже, так нелюбимая правительством, «перепродажа» создает прибавочный продукт- это удобство. Любой может наказать “спекулянта” рублем- не покупая у него товар, возле Вашего дома, а поехать в супермаркет или же прямо на завод –производитель»
и далее
«Не отсутствие переходного периода определяет недовольство новым НК, а его идеология- предприниматель становится зависимым от системы. Когда трактовать одно и тоже можно по- разному(предприниматель видит это так, а проверка иначе, и идет бесконечное доказывание, что ты не верблюд).
Вопрос в том, чтобы была понятная и справедливая система уплаты налогов, чтобы ЧП не заморачивался на бухгалтеров, юристов и адвокатов, а занимался своим делом.
Вариант? -Нужно заменить налог на прибыль (у предприятий), НДС, фиксированные налоги- налогом с оборота (до 5%) или налогом с чистой прибыли (13-15%). Это легко администрируемо (даже при введении КА) и не требует дополнительных издержек предпринимателя»
ФинФорум
Богатые здесь не платят

Господа чиновники, если вы хотите чтобы малый и средний бизнес платил налоги, начните платить их сами.
Сегодня, завтра и на протяжении всей этой недели предприниматели будут праздновать принятие нового Налогового кодекса.
Массовые народные гуляния в эти дни ожидаются возле виновников торжества — Верховной Рады, Администрации Президента и Кабмина. Спонтанные изъявления народной радости возможны также у зданий некоторых областных администраций.
Люди отмечают успешное завершение первой среди череды прогрессивных реформ законодательства, обещанных народу президентом.
Так могла бы написать газета “Правда” о реакции предпринимателей на принятие Налогового кодекса, если бы такая газета еще существовала. Однако “Правды” в нашей стране нет. Поэтому, наверное, после принятия Налогового кодекса у многих людей настроение совсем не праздничное. Они знают – впереди реформа судебной системы, пенсионная реформа, медицинская реформа, административная реформа и реформа системы образования.
И если сегодня за обещание президента расплачиваются только предприниматели, то за каждую последующую реформу заплатят все остальные — своими деньгами, здоровьем, свободой, и, наконец, жизнью.
Не заплатят только те, кто эти реформы придумал и воплощает в жизнь. Богатые здесь не платят. И поэтому украинское общество — образчик, достойный помещения в прозрачную колбу с формалином.
Показывая на нее, профессора политэкономии будущего будут рассказывать студентам о том, какой уродец может получиться, если допустить в государственном организме размножение паразитов, которые будут черпать из него все жизненные соки.
Таким паразитом в Украине является чиновничество, которое, как богоизбранная каста, считает, что все остальные жители этого государства должны работать на них, не покладая рук, отдавая все заработанное до копейки своим феодалам.
Налоговый кодекс — лишь одна из иллюстраций (хотя и весьма красочная) отношения высшего класса к низшему. Элит, которые никогда не платили налогов, к холопам, которых заставят заплатить силой или загонят на заводы.
Загонят такие люди, как презирающий пролетариат Сергей Тигипко, который может на одном телеканале говорить о налоге как о священной обязанности каждого гражданина перед Родиной, в то время, как на другом канале показывают сюжет о его дочери, купившей мерседес и не заплатившей ни копейки пошлин.
Заставят платить такие люди, как Николай Азаров — аскетичный премьер, предпочитающий пальто Burberry, автомобили Lexus и недвижимость в Конча-Заспе — любящий говорить, что против Налогового кодекса протестуют те, кто не желает платить налоги.
Обоснуют необходимость реформ такие люди, как Анна Герман, часы которой стоят 4 годовых заработка сотрудника Администрации Президента.
И, наконец, твердой рукой доведут реформу до конца, такие люди, как президент Виктор Янукович, расходы на обустройство резиденции которого – Межигорья – превысили 9,5 млн. долл., в то время как в декларации главы государства нет и намека на подоходный налог с этой суммы (мы ведь предполагаем, что деньги на ремонт г-н Янукович заработал честным трудом, который в Украине облагается по Налоговому кодексу по ставке 15%).
Если все эти покупки делаются за “свои”, тогда, пожалуйста, господа чиновники, вместо обвинений в нежелании платить налоги, предъявите предпринимателям свои декларации “по расходам”. И если они совпадут с доходами, тогда, поверьте, бизнесмены все как один начнут платить налоги, беря пример с государственной элиты.
А если не совпадут, то придется, наверное, возродить в Украине газету “Правда”. Потому что народные “гуляния” будут сопровождать каждую реформу этой власти.
tsn.ua